Лечение бруксизма

Что такое бруксизм?

Бруксизм — это стискивание челюстей и скрежетание зубами, которые проявляются в разное время суток. Страдают от бруксизма миллионы молодых людей: чаще всего дети (15-40%), реже — взрослые (8-10%). К возрасту 60 лет доля людей с бруксизмом снижается до 2-4%. Эта проблема недостаточно диагностируется, при этом приводит к разрушению зубов, боли в челюсти, височно-нижнечелюстном суставе и шее, головным болям.

Ночной бруксизм — это активация жевательных мышц во сне, которая приводит к стискиванию зубов и скрежету. К этому состоянию есть чёткая наследственная предрасположенность. Чаще встречается в детском возрасте и становится реже по мере взросления.

Сила сжатия зубов у взрослого человека в эпизоде бруксизма может быть более 135 кг! Так для жевания жесткой говядины нужна сила в 40 кг, а для мягкой пищи — не более 6 кг.

Дневной бруксизм — стискивание, сжатие, скрежетание зубами в дневное время. В большей степени является поведенческой реакцией.

Проявления бруксизма

Проявления бруксизма разнообразны: он может протекать бессимптомно или значительно испортить жизнь его обладателю.

Эстетические симптомы:

изменение овала лица — «квадратное лицо», «брыли», широкие скулы, уменьшение высоты нижней трети лица
глубокие морщины межбровья и лобные морщины
выраженные носогубные складки

Неврологические:

лицевая боль
напряжение и скованность мышц
головные боли
нарушение качества сна

Стоматологические:

кровоточивость десен
стираемость зубов
подвижность зубов
трещины и сколы зубов
прикусывание щек и языка

Суставные:

темпорально-нижнечелюстная дисфункция

Что может провоцировать развитие бруксизма?

Синдром обструктивного апноэ сна, чрезмерное употребление алкоголя, курение, храп, употребление кофеина, высокий уровень тревоги, чрезвычайные стрессовые жизненные обстоятельства — всё это может в значительной степени повлиять на частоту и интенсивность заболевания.

Также бруксизм может усиливаться при применении некоторых лекарственных препаратов, например, антидепрессантов, особенно группы СИОЗС и СИОЗСН.

Сжатие и скрежетание зубов может встречаться в рамках оромандибулярной дистонии, при которой происходят непроизвольные насильственные сокращения мышц рта и нижней части лица. Это может быть как самостоятельным заболеванием, так и связано с лечением некоторыми лекарственными препаратами, чаще нейролептиками.

Могут ли стоматологи лечить бруксизм?

Стоматологи могут повлиять на бруксизм. Так, зачастую он усиливается после установки брекет-систем или удаления зубов.

Идеальная модель ведения пациента — совместная с неврологом и распределение ролей. Стоматолог помогает добиться правильной окклюзии, лечит последствия бруксизма — трещины, сколы, восстанавливает зубы, подвергшиеся истиранию. Невролог же может значительно повлиять на избыточный тонус жевательных мышц, уменьшить силу стискивания зубов и повлиять на лицевую боль, связанную с мышечной дисфункцией.

Если вы обратитесь к неврологу с проблемой бруксизма, доктор тщательно соберёт анамнез, изучит особенности головной и лицевой боли, проведёт пальпацию жевательных мышц, в том числе из полости рта, оценит наличие мышечных болевых триггерных пунктов.

Ранее традиционной терапией при бруксизме было применение препаратов для снижения уровня тревоги, психотерапия, шинотерапия. К сожалению, при обусловленном наследственностью и особенностями работы мозга первичном бруксизме эти методы малоэффективны.

Лечение бруксизма

Наиболее эффективным методом лечения бруксизма являются повторные процедуры ботулинотерапии с проведением инъекций препарата в четыре основные парные мышцы, участвующие в сжатии зубов и скрежетании: височные, жевательные, медиальные и латеральные крыловидные.

Применение ботулинического нейропротеина — «золотой стандарт» амбулаторной неврологической реабилитации пациентов с мышечным спазмом и болевыми синдромами, который применяют в нашей клинике.

Этот метод позволяет значительно повлиять на течение заболевания. С одной стороны, препарат вызывает стойкую обратимую релаксацию инъецированных мышц, что приводит к снижению силы сжатия челюстей, уменьшает скорость стирания зубов, препятствует образованию трещин и сколов, увеличивает срок службы протезов и капп.

С другой стороны, препарат обладает уникальным свойством прерывать передачу болевого импульса из нервной системы
на периферию. Также значительно уменьшается «болевой поток информации» от периферии к головному мозгу, что в итоге приводит к положительной перестройке зон мозга, отвечающих за избыточную активность мышц и формирование боли. Ботулинотерапия позволяет улучшить качество жизни пациентов с бруксизмом, состояние зубочелюстной системы, подготовить пациента к последующему стоматологическому лечению.

И, конечно, не стоит забывать о модификации образа жизни, отказе от вредных привычек, осваивать методики мышечной релаксации и управления стрессом.

В нашей клинике ведет прием высококвалифицированный врач-невролог высшей квалификационной категории — Раков Александр Михайлович.

Раков Александр Михайлович,
врач-невролог высшей квалификационной категории

Как проходит прием невролога

На приеме врач поставит диагноз и назначит лечение. Стоимость первичной консультации (40 мин.) — 2000 рублей. Стоимость расширенного приема (60 мин.) — 3000 рублей.

Продолжительность консультации – от 40 минут до 60 минут. Без спешки, внимательно и эффективно.

На консультации врач:
Обсудит с вами историю вашего бруксизма
Оценит ваш неврологический статус
Изучит ваши медицинские документы
Составит ваш план лечения
Объяснит на доступном языке вашу проблему и план лечения
Ответит вам на все возникшие вопросы в ходе консультации

Как проходит ботулинотерапия жевательных мышц

Сначала доктор проведет полноценную консультацию и осмотр. Если диагноз подтвердится, и вы будете готовы к процедуре, вам нужно будет подписать информированное согласие на введение ботулинического нейропротеина.
Затем доктор подготовит препарат ботулинического нейропротеина и введет его в несколько точек с каждой стороны лица и височной области. Места и количество зависят от того, насколько выражен болевой синдром и напряжены мышцы. Процедура займет 30 минут. В большинстве случаев достаточно одного флакона препарата.
Вам нужно будет побыть в клинике некоторое время после окончания процедуры для того, чтобы мы убедились в том, что у вас не возникло неожиданной аллергической реакции. У нас есть зоны ожидания, а администраторы могут предложить вам воду, чай или кофе.
Со стоимостью приема и процедур вы можете ознакомиться здесь.

Бруксизм

Список периодически пополняется.

Все публикации от специалистов клиники можно почитать в разделе Пациентам -> Статьи.

Вопросы и ответы

В целом, введение ботулинического нейропротеина в жевательные мышцы считается мало болезненной процедурой. Она не требует предварительного обезболивания, так как для инъекций используются тонкие инсулиновые иглы. Однако болевые ощущения могут зависеть от индивидуальной чувствительности к боли и эмоционального состояния: усталость, тревога, предменструальный синдром снижают болевой порог. Напряженные и болезненные точки жевательных мышц также могут быть более чувствительными во время инъекций.
Результаты многочисленных плацебо-контролируемых исследований по использованию ботулинического нейропротеина при различных неврологических расстройствах показали его высокий профиль безопасности и хорошую переносимость.

Однако, безусловно, при использовании ботулотоксина могут быть побочные эффекты, хотя вероятность их возникновения достаточно низкая.
Чаще всего возникают в первую неделю после инъекции, обратимы и могут включать в себя: жжение, покраснение и синячки в месте инъекции, гриппоподобное состояние, головную боль, аллергические реакции.

Важно! Обязательно расскажите врачу о препаратах, которые вы принимаете. Некоторые антибиотики и миорелаксанты могут усиливать действие ботулинического нейропротеина, увеличивая риск возникновения побочных эффектов.
Аллергическая реакция на введение ботулинического нейропротеина, которая была ранее, ОРВИ, повышенная температура тела, воспалительные процессы в области лица, беременность и грудное вскармливание.

Вероятность возникновения побочных эффектов и противопоказания к применению ботулинотерапии обсуждается с врачом на консультации.
Ботулинический нейропротеин расслабляет мышцы и обезболивает, блокируя передачу болевых импульсов. В результате ботулинотерапии можно ожидать:

• что боль в лице станет значительно меньше
• временно прекратится бруксизм, что защитит зубы от стирания
• смягчится овал лица
Обычно эффект ботулинотерапии проявляется через 7-14 дней и сохраняется до полугода.
• принимать алкоголь в течение 24-72 часов
• делать массаж лица и находиться в горизонтальном положении первые 4 часа (это нужно, чтобы препарат остался в правильных точках и не распределился в другие области)
Процедуру можно регулярно повторять по согласованию с врачом. И, конечно, важно понимать, что это не единственный способ лечения. Закрепить эффект ботулинотерапии при хронической боли помогают работа с врачом-психиатром (когнитивно-поведенческая терапия), антидепрессанты.

Работаем на ваш результат

Прием без спешки, внимательно, эффективно и конфиденциально