УЗИ щитовидной железы

Различные патологии щитовидной железы диагностируются у 20% взрослого населения. В некоторых районах планеты этот показатель – больше 50%. На появление патологических изменений в тканях щитовидной железы влияет плохая экологическая обстановка, наследственность, недостаток йода, интоксикации, стрессы, частые инфекции, травмы, сопутствующие заболевания.

УЗИ щитовидной железы – быстрый и безопасный способ обследовать ее, определить структуру, размеры, строение и расположение, есть ли какие-либо патологии или новообразования, а также вовремя предупредить заболевания и найти лучшую тактику лечения.

Щитовидная железа вырабатывает йодсодержащие гормоны, влияющие практически на все органы и ткани, и хранит йод. Она состоит из двух долей, соединенных перешейком и расположенных в передней части шеи по обеим сторонам трахеи ниже щитовидного хряща. Болезни этого органа часто проходят без каких-либо симптомов, при этом последствия таких сбоев могут оказаться плачевными для больного.

Ее правильная работа чрезвычайно важна для нормального функционирования всего организма, а нарушения ведут к ряду заболеваний. Ультразвуковая диагностика может определить изменения в структуре и работе органа, предотвратить развитие рака или аденомы. Поэтому очень важно периодически обследовать щитовидную железу даже здоровым людям.

На сегодняшний день не существует более простого и безопасного, но вместе с тем высокоинформативного метода диагностики, чем ультразвуковое исследование. Частота ультразвуковых волн порядка 20 000 Гц, т.е. выше той, которую может воспринять человеческое ухо. При необходимости УЗИ может проводиться часто. В проведении первичной диагностики заболеваний этого органа процедура УЗИ играет ключевую роль.

Плюсы процедуры УЗИ

безопасность (в отличие от рентгеновских лучей ультразвук абсолютно безвреден)
безболезненность (обследование производится неинвазивным способом, т.е. без проникновения в тело)
информативность (результаты исследования дают обширную картину состояния)
отсутствие противопоказаний (на УЗИ можно обследовать беременную женщину и новорожденного ребенка)

В МК «Линия Здоровья» для проведения диагностики при помощи ультразвукового метода используется современный аппарат, оснащенный дополнительными возможностями (допплерография).

Высокоточные датчики позволяют максимально детализировать и эффективно оценить состояние щитовидной железы и окружающих ее анатомических образований (мышцы, сосуды). Метод допплерографии позволяет абсолютно точно определить уровень кровотока в самой железе, а также близлежащих лимфатических узлах. На фоне проведения медикаментозной терапии допплерографический метод позволит отследить эффективность лечения по динамике патологического процесса. Процедуру проводят квалифицированные специалисты.

Показания к проведению УЗИ щитовидной железы

УЗИ щитовидной железы может быть выполнено в качестве очередного профилактического осмотра, или как одно из наиболее информативных диагностических исследований при наличии определенных ситуаций:

• визуальное увеличение железы или наличие любого уплотненного образования в соответствующей области;
  • болезненность в шее во время прикосновений и надавливаний;
  • отечность и покраснение участка боковой или передней поверхности шеи;
  • развитие отеков в разных участках тела;
  • изменение массы тела без видимой причины, истощение;
  • ожирение;
  • усиленное выпадение волос;
  • планирование беременности;
  • формирование сиплого голоса, затрудненное дыхание, появление проблем с актом глотания;
  • развитие тремора (дрожания) конечностей;
  • наличие аритмии, тахикардии, брадикардии;
  • потливость, повышение температуры тела, ощущение жара или мороза по коже;
  • трудовая деятельность, связанная с вредным производством;
  • чрезмерная сонливость, общая слабость, быстрая утомляемость, подавленность состояния, чрезмерная раздражительность;
  • повышенная нервозность, чрезмерная раздражительность, частые смены настроения;
  • наличие наследственных заболеваний щитовидной железы и сахарного диабета;
  • для контроля правильности выполнения пункции щитовидной железы;

Подготовка к УЗИ щитовидной железы

Особой предварительной подготовки не требуется по причине удобного расположения самой щитовидной железы. Однако при желании получить дополнительную информацию (оценка уровня кровотока) следует придерживаться некоторых правил:

накануне проведения процедуры следует воздержаться от приема лекарственных препаратов, влияющих на уровень артериального давления и объем сердечного выброса
полностью исключить употребление алкоголя за 3 дня до процедуры
людям пожилого возраста следует обратить внимание на то, что исследование лучше проводить натощак, учитывая возможное появление рвотного рефлекса при надавливании ультразвукового датчика на область железы

Процесс проведения УЗИ щитовидной железы

Во время проведения самой процедуры пациент занимает горизонтальное положение на спине, а для улучшения проводимости ультразвуковых волн на место исследования наносится специализированный гель. Длительность процесса диагностики составляет около 15-20 минут, в зависимости от поставленных целей и задач исследования. Расшифровку полученных результатов и заключение можно будет получить сразу же после окончания УЗИ щитовидной железы.

Противопоказания к проведению УЗИ щитовидной железы

УЗИ щитовидной железы не имеет никаких противопоказаний и является абсолютно безвредным. Это обеспечивает его широкое применение среди беременных и кормящих женщин, а также детей и людей пожилого возраста.

Частота проведения УЗИ щитовидной железы

Рекомендуемая частота проведения УЗИ щитовидной железы составляет 1 раз в год при отсутствии каких-либо жалоб, и не реже 1 раза в полгода при наличии жалоб. При условии тревожных показателей лабораторных и клинических исследований частота проведения УЗИ может быть увеличена до нескольких раз в неделю.

Помните, что своевременная диагностика сможет предупредить развитие патологий этой области и избежать осложнений в будущем.

Гуревич
Оксана Васильевна

Врач-кардиолог, Врач ультразвуковой диагностики, Врач функциональной диагностики

Пармененкова