г. Смоленск, ул. Николаева, д. 36 +7 (4812) 51-03-03

Школа: не наказание, а невероятное путешествие

04 СЕН 2023 09:52
62

Нужна ли школьная нагрузка?

«Не дают детям отдохнуть!» — часто можно слышать эти слова от старшего поколения, когда начинается обсуждение домашних заданий и расписания. Но как же иначе будет расти головной мозг ребенка? Решение задач, получение новых знаний, обсуждение со сверстниками и взрослыми, составление и соблюдение расписания нужны растущему организму не меньше, чем полноценное питание, прогулки и физическая активность. Кризис 6-8 лет — сигнал о том, что родители не могут полноценно удовлетворить потребность ребенка в знаниях, пора разделить это непростое дело с педагогами.

С чего начать?

На самом деле адаптация к школе начинается гораздо раньше, чем 1-го сентября. Сформировать позитивное отношение к учёбе — вот первая задача для мам и пап. Делимся опытом, читаем книги, смотрим фильмы и мультфильмы про школу, начинаем это делать за несколько месяцев до похода в первый класс. На этом этапе важно пробудить интерес ребенка к школе, ведь, как доказал Том Сойер, самое скучное, на взгляд взрослого, занятие может стать даже предметом конкуренции, главное — здоровый энтузиазм. Мало, кто захочет идти в школу, про которую рассказывают, что там скучно и много запретов. Тему грядущей дисциплины избегать не нужно, главное — показать, что её соблюдение — возможность, к примеру, стать таким же крутым, как мама, папа или любимый сказочный герой. Если есть сомнения в том, что ребенку по силам освоить школьную программу, будет логичным пройти тестирование у психолога примерно за полгода до ожидаемого начала обучения. Это позволит принять решение: подождать ли ещё год или позаниматься с будущим первоклассником дополнительно.

Занятия по подготовке к школе — прекрасно, но родители могут сделать для своего чада значительно больше, если будут играть в игры. Это необходимо для лучшего развития лобных долей головного мозга, отвечающих за программирование и контроль. Выбираем игры с чёткими правилами, которых обязательно придерживаемся. Полезно для ребенка всё: от подвижных «дворовых» игр (казаки-разбойники, горячая картошка, салочки, прятки, игры с мячом) до разнообразных «настолок». Заодно можно развить навыки счета, чтения, коммуникации, расширить кругозор. Когда ребенок умеет уважать правила игры и понимает, зачем они нужны, ему и важность школьной дисциплины долго объяснять не придется!

На пороге школьных будней должно быть место празднику.

Но вот волнительный момент всё ближе, со второй половины августа понемногу нормализуйте режим сна-бодрствования, подключайте ребенка к выбору канцелярских принадлежностей и формы. День Знаний сделайте по-настоящему праздничным и запоминающимся.

В первые недели помните, что составленный заранее распорядок дня — примерный и его необходимо подстроить под ребенка. Многие первоклашки нуждаются в дневном сне или «времени тишины», чтобы уменьшить уровень стресса от постоянного нахождения за партой. Прогулка на свежем воздухе — лучший помощник родителей и детей перед подготовкой домашних заданий.

Готовимся к новому учебному дню.

Подготовка уроков — трепетный момент. Здорово, если вам повезло, ребенок охотно садится за уроки, делает их быстро и качественно. Некоторым ребятам необходимо присутствие родителей рядом. В любом случае домашнее задание не должно стать центральным времяпрепровождением, постарайтесь встроить подготовку уроков в привычный ритм. Будьте рядом, но занимайтесь при этом своими делами. Не стоит делать «домашку» за ребёнка, иногда даже полезно разрешить не делать или сделать плохо. Обратная связь от учителя в таких случаях очень помогает. Но, если у первоклассника возникает вопрос, воспользуйтесь возможностью научить его поиску информации и критическому мышлению.

Лучшая награда за выполненную домашнюю работу — время для отдыха, когда ребенок может выбрать свой любимый досуг. Зная, что после уроков можно будет поиграть, почитать, пообщаться с семьёй, провести время за компьютером, школьник дисциплинированнее отнесётся к своей учёбе. Проявите твёрдость, если дело не сделано, то и час потехи не наступает.

Учительница первая моя...

Важно держать связь с учителем, не стесняться задавать вопросы про ребенка, прояснять конфликтные ситуации. Оставаясь на стороне ребенка, берегите авторитет учителя, если вы понимаете, что это невозможно сделать, лучше сменить педагога, нежели, обсуждать его в негативном ключе с первоклассником. Помните, что мы показываем ребенку способы разрешения конфликтов, делимся с ним опытом, уверенностью. «Делай как мы, делай с нами, делай лучше нас!» — вот отличный девиз родителя младшего школьника.

Что же самое главное?

Главное — не спешите. Наслаждайтесь этим этапом, как когда-то первыми шагами и первыми словами своего малыша. Выслушивайте, делитесь, принимайте, отпускайте. Начальная школа — это время научиться самому важному — самостоятельности, а без поддержки это, как ни парадоксально, невозможно.

Автор статьи: врач-психиатр Касумьян Алла Михайловна.