Комфортная менопауза

26 МАР 2024 01:50

Всё, что нужно знать об одном из следующих этапов в жизни каждой женщины.

Давайте для начала разберёмся с определением, что же такое менопауза.

Менопауза — это последняя самостоятельная менструация.

Естественная менопауза отражает окончательное прекращение менструальных циклов вследствие потери фолликулярной активности яичников. Она является ретроспективным клиническим диагнозом и устанавливается после 12 последовательных месяцев отсутствия менструаций.

А вот климактерический синдром — это комплекс вегетативно-сосудистых, психических и обменно-эндокринных нарушений, которые возникают у женщин на фоне угасания (или резкой потери) гормональной функции яичников и общего старения организма.

Переход к менопаузе — это довольно сложное, но всё же физиологическое состояние для женского организма, поэтому для здорового организма оно переносится не столь тяжело. Яичники начинают постепенно угасать и количество вырабатываемых ими гормонов начинает снижаться.

Большинство симптомов менопаузы связаны с дефицитом эстрогенов, как основных гормонов, вырабатываемых в фолликулах яичников.

Начало менопаузы наиболее часто сопровождается симптомами:

• Приливы жара, потливость и озноб. Чаще всего проявляется внезапным ощущением жара в лице и груди, которое постепенно распространяется по всему телу. Во время прилива женщина может потеть, а может испытывать озноб после того, как прилив закончится.
  • Сухость влагалища. Так как структуры мочеполового тракта являются эстрогензависимыми, в слизистой влагалища, соединительной ткани и мышцах малого таза развиваются атрофические изменения. Из-за этого женщина может испытывать зуд, дискомфорт и иногда болевые ощущения во влагалище во время секса.
  • Нарушения сна. Изменение гормонального фона влияет на засыпание и ночные пробуждения. Из-за некачественного сна у женщины может меняться эмоциональный фон наутро, её будет сопровождать усталость и раздражительность.
  • Психологические симптомы: повышенная тревожность, раздражительность, снижение концентрации внимания, депрессивное настроение. Всё это вызвано изменениями гормонального фона в период менопаузы, которое характеризуется снижением настроения и активности, а также стойким чувством грусти и тоски. Наблюдается общая слабость, эмоциональная лабильность, бессонница, слезливость.
  • Головные боли. Такая головная боль, как мигрень, тесно связана с уровнем гормонов. Именно поэтому женщины страдают от неё чаще мужчин (примерно в 3 раза). Это сокращает работоспособность, не даёт полноценно отдыхать, общаться с близкими людьми. Нередко вслед за физиологическими появляются и эмоциональные проблемы. Женщина становится подавленной, раздражительной, не способна сосредоточиться, решить простые задачи, на которые раньше уходило минимум времени.
  • Также недостаток эстрогенов приводит к существенным изменениям костного метаболизма, эти изменения приводят к снижению прочности костной ткани, переломам при минимальной нагрузке на скелет.
Средний возраст наступления менопаузы в России от 48 до 51 года.

В этот период жизни мы рекомендуем женщине обратиться к гинекологу для того, чтобы пройти обследование. При необходимости и сопутствующих жалобах, ухудшающих качество жизни, врач-гинеколог может назначить медикаментозную терапию.

Современный подход в назначении менопаузальной гормональной терапии (МГТ) предполагает учитывать индивидуальные особенности женщины, её возраст, жалобы и потребности. Врач при выборе подходящей терапии опирается на данные безопасности препарата, подбирает минимально эффективную дозировку, учитывает индивидуальные факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний, а также наличия у женщины хронических заболеваний.

Применение МГТ позволяет эффективно купировать симптомы климактерического синдрома, а также уменьшить или отсрочить развитие отдалённых последствий дефицита эстрогенов. Но при этом не всем женщинам может быть рекомендована МГТ. При отсутствии чётких показаний для её применения, то есть значимых симптомов или физических последствий дефицита эстрогенов, а также наличия прямых противопоказаний к её применению, терапия не назначается.

В этот период жизни очень важно поддерживать физическую активность, правильное питание и ведение здорового образа жизни. Оптимальные физические нагрузки составляют как минимум 150 минут аэробных упражнений средней интенсивности в неделю. Также рекомендуется снижение массы тела женщины в пери- и постменопаузе при наличии избытка или ожирения. Доказано, что у женщин вазомоторные симптомы увеличиваются по частоте и интенсивности параллельно повышению индекса массы тела.

В нашей клинике вы можете пройти все необходимые обследования и получить грамотные рекомендации врача.

Автор статьи: врач акушер-гинеколог высшей квалификационной категории, врач ультразвуковой диагностики — Пармененкова Инга Валерьевна.